Пуско-зарядное устройство придёт на помощь

Ноябрь 10, 2011 в Обслуживание

Автомобиль имущество движимое. Чтобы он оставался таковым круглый год, вне зависимости от погоды, промозглой сырости или лютого холода, ему нужно иметь запас энергии. Но случается, что её по какой-то причине не хватает. Что делать? На помощь придёт автосервисное оборудование — пуско-зарядное устройство (ПЗУ).

На прилавках магазинов сегодня можно встретить зарядное устройство для аккумулятора автомобиля, изготовленное в России, Болгарии, Белоруссии, Китае, Германии, Италии и многих других странах. Аппараты отличаются не только ценой и качеством, но параметрами и набором функций.

Весь модельный ряд ПЗУ можно поделить на три класса: профессиональные, бытовые и комбинированные.

Начнём с последних. В принципе это модернизированные сварочные аппараты. К ним добавлен делитель напряжения на выходе силового трансформатора (диодного мостика), чтобы можно было не только осуществлять заряд аккумулятора, но и запуск двигателя автомобиля. Суть в том, что во время сварки применяется напряжение примерно 40 вольт, а для того, чтобы зажечь дугу, все 70 вольт. Зарядка аккумулятора автомобиля таким напряжением производиться не может. Предусмотрен переключающий тумблер. Случается, забывают поставить его в нужное положение. Как результат — выгорает электропроводка и вся электроника в дорогой иномарке. А это дело не шуточное. Цена ремонта соизмерима со стоимостью старенького отечественного автомобиля.

Очень широко распространены бытовые ПЗУ. Их выпускают сейчас все, кто только может. Сложного в них ничего нет. Простейшую схему пуско-зарядного устройства в состоянии собрать даже школьник. Нужно-то всего ничего: мощный трансформатор, диодный мост и регулятор напряжения. Для совершенства можно оснастить агрегат амперметром. Несовершенство конструкции заключено в том, что зарядка аккумулятора автомобиля идёт далеко не по оптимальному графику, и от пресловутого человеческого фактора (переполюсовки или короткого замыкания) ничто нас не страхует.

Какое же ПЗУ можно считать лучшим для практического использования?

Такое, которое обеспечивает защиту от неправильного подключения и защиту от короткого замыкания. Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля должно иметь функцию реверсивной зарядки и автоматически устанавливать оптимальный зарядный ток. Желательно наличие в приборе стабилизатора напряжения. Последнее особенно актуально для тех регионов, где нестабильность и броски напряжения явление довольно частое.

Какие требования предъявляет покупатель к ПЗУ?

Устройство должно выдавать достаточный зарядный ток, чтобы время зарядки аккумулятора не затягивалось на неприемлемый период. В приобретаемом ПЗУ должна быть функция регулирования или стабилизации зарядного тока или напряжения. Желательно иметь какой-либо индикатор хода зарядного процесса. ПЗУ должно быть надёжно защищено от перегрузок.

Простейшим ПЗУ присуща следующая закономерность: зарядный ток падает, а напряжение растёт и наоборот. Если не следить за этим процессом и не регулировать его, процесс зарядки идёт весьма не оптимально. Современные ПЗУ, в большинстве своём, имеют системы, следящие и поддерживающими постоянными или ток или напряжение. Они так и подразделяются на зарядные устройства при постоянном токе или при постоянном напряжении.

Покупая ПЗУ, обратите внимание на его максимальный зарядный ток. К примеру, для аккумулятора требуется ток 9А, значит и ПЗУ должен обеспечивать его этим током. Можно, конечно, заряжать такой аккумулятор и ПЗУ с максимальным током зарядки в 5А, но зарядный процесс затянется на вдвое большее время.

Очень хорошо, если у ПЗУ есть стабилизаторы тока и напряжения. Многие проблемы эти системы снимают, да и качество зарядки будет несравненно лучше. Контролировать ход насыщения аккумулятора энергией придётся реже.

Оптимальный вариант, когда в начале зарядка аккумулятора автомобиля идёт со стабилизацией по току, а на завершающей фазе — по напряжению. Такие устройства есть. Они автоматически выбирают наилучший режим и поддерживают его в процессе зарядки.

Не лишним будет наличие у ПЗУ возможности запуска двигателя в холодное время. Такие агрегаты выдают ток до 20А. Но, использовать в таком варианте можно только те аппараты, которые при включении стартера автоматически переключаются в ограниченный режим, а значит, застрахованы от перегрузок.

Как запустить промёрзший двигатель с помощью ПЗУ

1. К клеммам АКБ, соблюдая полярность подключаем пускозарядное устройство. Ток заряда устанавливаем 20А и смотрим на прибор, контролирующий напряжение на аккумуляторе. Оно меняется. Всё зависит от того, насколько разряжена АКБ. Идёт процесс подзарядки, внутреннее сопротивление аккумулятора снижается, стартерная мощность возрастает.

2. Если АКБ села совсем не много, то через несколько минут напряжение достигнет 14-15В. Излишне перезаряжать аккумулятор не нужно. Пробуем завести двигатель. Ключ на стартере удерживаем не более 10-15 сек.

3. Не удалось завести, выключить зажигание и подождать пару минут. Подросло напряжение до 15В, — повторяем попытку. Как только двигатель начал работать, отсоедините ПЗУ. Работая вместе с генератором машины, ПЗУ перезарядит аккумулятор.

4. Если после 3-4 попыток двигатель оживить не удалось, следует отступиться и подумать, какие ещё могут быть причины неудачных пусков. Дальнейшее насилие над двигателем бесполезно, оно негативно скажется и на АКБ и на стартере.

Очень актуальный вопрос — качество контактов на клеммах АКБ, соединительных проводах и крокодилах, которыми подсоединяем ПЗУ. Зачастую все беды кроются именно здесь. Приведите всё в порядок. Двигатель вашей машины заведётся легко и просто.