«Победа» советского автопрома

Сентябрь 19, 2012 в История авто, Полезные статьи

автомобиль "Победа"

автомобиль «Победа»

В свое время, за основу известной нам всем «Победы» взяли кузов немецкого Опеля, а именно модели Opel Kapitan, выпущенной в 1938 году. Так сложилось, что образец этого автомобиля был отбит Красной армией у вермахта и оказался на Горьковском автозаводе в сорок первом году.

Кузов немецкого автомобиля был переосмыслен отечественными конструкторами и трансформирован в обтекаемую конструкцию без каких-либо выступающих крыльев. Фары были утоплены. Задние двери этого автомобиля навешивались также, как и у Опеля, но двигатель был совсем другой. В основу «Победы» лег танковый двигатель модели Dodge D5.

Стоит сказать, что «Победа» — это действительно победа над советским консервативным подходом к строительству автомобилей. Модель ГАЗ-М-20 оказалась первым автомобилем в Советском Союзе, который имел несущий кузов, причем, такой «бескрылой» и обтекаемой формы. К слову, именно на «Победе» впервые в наших широтах возникли электрические указатели поворотов, а также стоп-сигналы.

Более того, автомобиль имел полностью независимую подвеску передних колес, трехступенчатую коробку передач с синхронизаторами и гидравлический привод тормозов.
Также, именно в модели ГАЗ-М-20 конструкторы впервые предусмотрели багажник, хотя тогда он предположительно был нужен прежде всего для запаски.
Нельзя не отметить того, что автомобиль создавался в очень тяжелых условиях. В то время немецкие бомбардировщики активно атаковали тот самый Горьковский автозавод, на котором создавалась «Победа». Немцы считали, что там производятся бронемашины.

На завод было совершено более двадцати пяти воздушных атак, в ходе которых были разрушены производственные корпуса (более полусотни!). Более того, было выведено из строя более, чем девять тысяч метров конвейера и шесть тысяч единиц.

Но несмотря на все эти нечеловеческие условия, работа над «Победой» не прекращалась. Она была прервана лишь однажды, а именно в июне месяце сорок третьего года. Просто именно в этот день был разрушен и остановлен ГАЗ. К слову, то, насколько эффективно ГАЗ разрушали, может напрямую зависеть от того, что штаб в Берлине возглавлял человек, который до этого работал именно в ГАЗе.
По оценкам современных экспертов, даже учитывая советский энтузиазм и военное время, на восстановление завода ушел бы год. Минимум. Но конвейер был запущен уже через месяц.
После того, как были изготовлены первые автомобили, обнаружился действительно редкий оптический эффект. Дело в том, что глядя на переднее крыло с некоторых ракурсов, казалось, что это самое крыло на самом деле вогнуто. Эффект возникал потому, что ощутимый участок крыла имел т. н. кривизну постоянного радиуса. На макетах это проглядели.

В итоге, столкнувшись с такого рода обманом зрения, конструкторы, опять же, впервые применили особую методику устранения этой оптической иллюзии. Речь идет о сюрфасографии — разработке смежных пространственных форм в одной плоскости.

Это не единственная проблема. Подвели и металлурги: оказалось, что нет прокатного листа, имеющего достаточную для штамповки крупных деталей ширину.
И, более того, заводчане того времени вовсе не располагали нужными для штамповки таких деталей технологиями. В итоге, приходилось штамповать некоторые элементы кузова по частям, а потом уже сваривать кусочки в единое целое. Таким образом, естественно, нарушалась прочность, да и внешний вид ощутимо страдал. В итоге, швы приходилось аккуратно шпатлевать и зачищать. Производство очень усложнялось, а машина становилась все тяжелее.

Но, несмотря на все трудности, шестого ноября сорок четвертого, главный конструктор самолично сел за руль и испытал первую «Победу». В сорок пятом нарядная и красивая машина была одобрена Сталиным и выпущена в производство.